Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дети » воспитание

Колыбелька, зыбка, люлечка.

=Колыбель — родом из детства=

История детской кроватки

За печкой поет сверчок.
Угомонись, не плачь, сынок,-
Вон за окном морозная,
Светлая ночка звездная.

Что ж, коли нету хлебушка,
Глянь-ка на чисто небушко,
Видишь, сияют звездочки,
Месяц плывет на лодочке.

Ты спи, а я спою тебе,
Как хорошо там на небе,
Как нас с тобою серый кот
В санках на месяц увезет.

Будут орехи, сладости,
Будут забавы, радости,
Будут сапожки новые
И пряники медовые.

Ну, отдохни хоть капельку,
Дам золотую сабельку,
Только усни скорей, сынок,
Неугомонный мой сверчок.
(Слова: Аспазии)

В настоящее время невозможно представить себе детскую комнату без детской кроватки или колыбельки, которые сегодня являются неотъемлемыми атрибутами детской и, как правило, приобретаются родителями еще до рождения маленького. Однако такого порядка вещей еще пару-тройку веков назад просто не существовало.




Колыбель разные народы называли по-разному: зыбка, люлька, качалка, баюколка, колыска, колыбелька, зибка...
Колыбе́ль — маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка. В переносном смысле — тепличные условия, в которых развивалось что-либо или кто-либо. Например, Египет — колыбель цивилизации.

Колыбель (зыбка, качка, колыска, люлька, пебей) известна большинству народов мира. Изготавливались люльки из самых разнообразных материалов: дерева (долблёные, дощатые люльки), ивовых прутьев, ротанга, кожи, коры, веревок (люльки-гамаки). Существуют колыбели на опоре-качалке и подвесные. Разновидность колыбели — коляска.
В связи с тем, что колыбель сама по себе была мощным Языческим оберегом, в России попы добивались, чтобы ребёнка в первый раз в колыбель клали с особой молитвой: «Молитва, дитя в колыбель класти», которая была внесена в старинные Требники, только после крещения.

...Русская печь, которая в течение всей ночи сохраняла свое тепло и грела лежащих, была самым уютным уголок в доме, поэтому он отдавался старикам, больным и малолетним детям. Защитой от холода объясняют и способ подвешивания детских колыбелей к потолку. Хотя до сих пор мистически настроенные жители отдаленных районов Сибири утверждают, что таким образом ребенок защищен от влияния злых земных сил...

Колыбели были разных видов. У славянских народов, в основном, подвесные. Это было связано с определёнными религиозными убеждениями: так ребёнок находился под защитой небесных сил. У многих моряков не было морской болезни, так как в их конструкции колыбели была специальная гибкая жердь, которая называлась очепом, с помощью которой колыбель раскачивалась на потолочной матице. Позже очеп заменили на пружину. Существовали также колыбели на опоре-качалке, которые были больше распространены у европейских народов.



Изготавливалась колыбель из любых доступных материалов: из дерева, из ивовых прутьев, из верёвок... Легкая зыбка (кузовок), сплетенная из сосновых дранок, подвешивалась на черемуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. Очеп – это длинная, гибкая и крепкая жердь, прикрепленная к потолочной матице (продольная потолочная балка). Как правило, очеп делали из молодой березы; сосновая жердь ломается, а еловая не так хорошо выгибается. Береза хорошо гнется и одновременно не трясется, и качание мягкое, без толчков. На хорошем очепе зыбка колебалась довольно сильно. В матицу (верхний брус избы) вбивали железное кольцо и вдергивали в него очеп – и тянулся он в пол-избы. На конце очепа еще гвоздь вколачивали, и веревку наматывали, чтобы зыбка не слетела. Иногда в матицу крепился кованый крюк и на нем висела «зыбка».



Иногда колыбель была в форме пяльцев, обшитых холстом и привешенных за углы на веревках. В городской местности заказывали люльку мастеру только с хорошей репутацией и добрым сердцем, т. к. работа мастера сопровождалась молитвами, приговорами. Порой детской зыбкой служило обыкновенное корыто. А у городского народа встречалась другая форма люльки – напольная, которая качалась по принципу «ваньки-встаньки».



На Руси верили, что детишки, смеющиеся во сне, видят волшебные райские сады, светлые и благоухающие. Так колыбели и украшали: на боках "райские” деревца, царских птичек, лазоревые цветочки… В головной части зыбки изображали красно солнышко в лучах, а в ногах – ясен месяц о звездах. У подножья еще обязательно крест делали. Такую колыбель передавали из поколение в поколение и много малышей вырастало в одной люльке.

Была зыбка еще плетеная, из сосновых дранок – как корзинка, только продолговатая. Еще "лубочку” сшивали, из коры липы. "Лубочку” брали с собой в поле, когда страда была. К ней еще "почемки” приделывались, чтобы за плечи можно было вешать. Мать кладет ребеночка в этот короб, за спину закинет – и идет жать. Жнет-жнет, да и так его заколыхает, что убаюкивается младенец сладким сном почище, чем на очепе...



«Ребенок родится — ему делают зыбку. Зыбку вешают на очеп. Очеп — еловая слега, которая просовывается в кольце. А тут веревоцьки, за зыбку зацепляютце — качать ребенка. В веревоцьки ногу просунешь и качеешь. Ну вот, а в руках цё-нибудь делай. Раньше поески ткали, шили — все вот... А ногой — качеешь. А руками роботаешь.
Этот очеп вырубать шли раньше, штобы еще не пели петухи, — дак робята будут угомонливы. Чтобы робята были угомонные — спокойные: в спокое чтобы были, не плакали лишка. Вот — и идти дальше в лес, чтобы петух не уцюл, не спел.
А вырубали еловую жердину на муравейнике. А муравейники-те видали? Мурашей-то сколько бродит под землей-то там? Вот над’ найти такое место, чтобы на муравейнике эта была жердина. Молодая елочка. А это затем, чтобы робята жили, чтобы робят было больше.
Брали, значит, новую елочку, рубили. Над’, чтобы ровная, найти над’, чтобы над муравейником. Вот на муравейнике эту елочку высекут, и чтобы петух не учул, не спел, — вот так надо».



«Раньше водили как: оцеп сделают церез всю избу... Нонь стали выводить детей все без зыбки, — а мы сидим и кацеем. В веревку засунем ногу да кацеем. А он и спит. А мы сидим прядем — прядем ли, вяжом ли, — когды цево. Все время короче! А он спит-спит, до двенадцати цясов.
Потом встанет, накормим — пошли опеть: гулять! Вот.
Качали до трех годов. Хоть не надо на руках носить! Нонь вот в колясках все катают, а раньше все ведь на руках. А если другой родитце — этого долой, опеть другого в зыбку! Ой, раньше робят-то ведь много носили, нынь-то уж мало. Нынь принесут одново да два — да и хватит. Ведь нынь только здоровье все теряют! А раньше ведь этой моды не было ничего. Носят хоть тово больше! У меня четверо было!»





..В разных областях колыбель изготавливают по-разному. Она бывает целиком плетенной из прутьев, бывает с боковиной из луба, с дном матерчатым или плетеным. Для защиты от мух, комаров, а также от сглаза колыбель всегда покрывается пологом из старой юбки или сарафана матери. В качестве подстилки используют яровую или ржаную солому, накрытую ветошью, шерстью, старой одеждой.





 Все виды колыбели имеют одну общую конструктивную черту, характерную для русской традиции, а именно - подвешенность. Даже когда зыбку с младенцем брали с собой в поле или в лес, то и в этом случае она подвешивалась: в южных районах на треноге, на Севере - на дереве. В Сибири даже бытовало выражение "детей на берёзе растить", то есть брать детей в поле, подвешивая люльки на берёзах... По представлениям крестьян отрыв ребенка от пола, «низа», способствовал сохранению в нем жизненной силы, потому что пол воспринимался как граница между миром людей и подпольем, где обитает «нечистая сила» – домовой, умершие родственники, привидения. С целью защиты ребенка от нечисти под колыбель клали колющие предметы: нож, ножницы, гребень.





В царских колыбелях постели и перины набивались лебяжьим пухом. Внутри колыбели размещали маленькие иконки или кресты.
 Зыбка — в восточнославянских языках диалектное или областное название люльки (кроватки, подвешиваемой к потолку) для качания грудных малышей.
В этнологии Северной Америки приспособление, к которому привязывался ребёнок в первые месяцы жизни, называлось люлькой. Оно служило как в качестве люльки, так и для переноса ребёнка, больше даже для последнего.


У большинства народов европейской части России, Сибири колыбель подвешивалась не только из соображений удобства. Верили, что приподнятый над полом ребёнок находится под покровом небесных сил. Лёгкая зыбка (кузовок), сплетённая из сосновых дранок, подвешивалась на черёмуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. Очеп — это гибкая жердь, прикреплённая к потолочной матице. На хорошем очепе зыбка колебалась довольно сильно, иногда на сажень от пола. Может быть, такое качание от самого дня рождения с последующим качанием на качелях и вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян, весьма редко были подвержены морской болезни.





Если была возможность, зыбку заказывали настоящему мастеру-люлечнику, который творил вещь не только с умением, но еще с любовью и молитвой.
В семьях победнее отцы и дедушки делали подвесную кроватку сами.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Автор: Елькина Анджела Валентиновна - музыкальный руководитель, детский педагог.

Источник: http://www.2099.ru/2011/11/20/kolybel-rodom-iz-detstva/
Категория: воспитание | Добавил: барсик (25.03.2012)
Просмотров: 8000 | Комментарии: 3 | Теги: обряды, рукоделье, воспитание, дети, КОЛЫБЕЛЬНАЯ, традиции, колыбель, ремёсла | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: