Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Традиции » традиции

Девичество. Оджда.

Визуальная культура девичества включает в себя внешние атрибуты девичьего образа, которые служили не только для украшения нарядов, но и имели особое сакральное значение. Самыми главными символами визуальной культуры девичества являются: девичий костюм, определяющий социальный статус его обладательницы; девичья коса, которая символизирует девичество, молодость, красоту и непорочность; головной убор, являющийся символом добропорядочности.

Девичий костюм. Одежда русских крестьян была очень практична в изготовлении и носке. В то же время каждая деталь русского костюма имела мифологическое обоснование и объяснение: использование того или иного цвета, формы, размера. А особенности кроя, украшения и выбор материала сообщали о социальном статусе и имущественном положении носившего костюм. При рождении ребенок получал свою самую первую собственную вещь: пояс.

Пояс надевался сразу после обрезания пуповины, прямо под пеленки. Символически это понималось как защита от сглаза и злых духов, необходимая ребенку до крещения. Пеленки же изготовлялись из старой одежды родителей, причем для девочки - из рубахи матери. Когда ребенок начинал ходить, ему шили длинную белую, не украшенную ничем рубаху с поясом. В таких рубахах ходили и мальчики, и девочки лет до 7-8. До 15 лет девочки носили более длинные и уже украшенные рубахи.

Кроме того, они получали первые бусы (которые тоже являлись оберегом — все тот же круг, как и пояс). Также в этом возрасте девочкам протыкали уши и дарили первые серьги. В 15 лет девушка считался созревшей для вступления в брак, ее одежда начинала отличаться своей пышностью, сложностью и обилием модных деталей, а также отражала избыток жизненной энергии.

Девушка «в самой поре» чтобы нравиться парням должна была, хорошо одеваться, так как на гуляньях и посиделках успехом у парней пользовались в первую очередь красиво одетые девушки. Особенно активно обсуждались девичьи наряды в праздник, когда все буквально высыпали на улицу, и в первую очередь интерес проявляли матери парней. Девушки старались продемонстрировать свои наряды разными способами. В праздники переодевались по три-четыре раза за день. Отправляясь на гулянье в соседнюю деревню, везли с собой не менее двух костюмов.

Девушке полагалось, по общему мнению, иметь три вида одежды: для будней – «платьице ежедённое», для праздников – «платьице воскресённое», и для свадьбы – «платьице подвиняшное». Обычай требовал, чтобы праздничный гардероб состоял не из одного-единственного «платьица воскресённого», а из нескольких полных костюмов: один для Пасхи, другой для Рождества и Святок, третий для гуляний в праздничные дни, четвертый для посиделок и гуляний в будние дни, пятый для выхода в церковь по воскресеньям и т. д. Праздничный костюм шили из дорогих тканей, по возможности фабричного производства.

Поэтому на невестившуюся дочь работала обычно вся семья, но прежде всего мать и сама девушка. Они выращивали лен и коноплю, пряли, ткали, шили, продавали холсты, овощи, ягоды, грибы, молочные продукты. Девушки работали по найму в богатых хозяйствах на жатве, сенокосе и уборке овощей. Все вырученные ими деньги шли только по одному назначению – на наряды и приданое. На большей части территории России в XVIII – середине XIX века девушки носили «стародавние костюмы», то есть костюмы традиционного типа, или, как еще принято их называть, национальные. Костюмы девушек из разных областей, естественно, различались, однако при всем том многие особенности были общими.

На Русском Севере, в Центральной России, Поволжье, Сибири девушки носили рубаху и сарафан. В селах, расположенных к югу от Москвы, – в Рязанской, Курской, Воронежской, Орловской губерниях, еще в середине XIX века одеждой девушки была только рубаха, которую подвязывали красивым пояском и подтягивали ее на уровне талии так, что спереди подол доходил до середины икры, а сзади спускался почти до щиколоток. В казачьих станицах Дона девушки поверх рубахи надевали кубилёк – платье в талию с узким лифом, застегивавшимся на множество мелких серебряных или жемчужных пуговиц, и широкой юбкой, два передних полотнища которой оставались не сшитыми. Кубилёк подпоясывали серебряным или шитым поясом с пряжкой. Костюм всегда дополнялся головным убором – обычно с открытым верхом и с множеством украшений. В костюмах девушек-славниц, помимо традиционных вещей, появлялись галоши, зонтики от солнца и даже перчатки.

Хотя, основу составляли все же предписанные традицией вещи: рубаха, сарафан или понева, в зависимости от местного обычая, душегрея и головная повязка, оставляющая открытым темя. Но шилась одежда уже из очень богатых материалов: для рубахи использовался беленый лен, для сарафана — парча, шелк, или дорогой фабричный кумач. Основным цветом одежды девушки становился красный. Головные повязки девушек-невест вообще являли собой маленькие короны: они делались на твердой основе из парчи и шелка, украшались золотым шитьем, речным жемчугом и стразами. Узоры, изображаемые на них, несли в себе символику плодородия (растительные мотивы, птиц, и т.п.) Эти узоры сохранялись на девичьих уборах вплоть до начала XX века.

Дополнением к девичьему костюму служили всевозможные украшения, самыми популярными из которых были серьги. На русском Севере предпочтение отдавали серьгам, которые по своей форме напоминали белых бабочек. «Крылышки» делали из речного жемчуга, перламутра или белого бисера, нанизанного на конский волос или тоненькую проволочку, а сердцевину – из меди или серебра. Популярными у девушек северных районов были и серьги-пясы – небольшие жемчужные сетки в форме трапеции. Серьги-голубцы (по названию птицы) получили широкое распространение по всей России. Они состояли из полой или литой подвески – часто в виде стилизованной летящей птички, декорированной гравировкой, цветной эмалью, вставками из камней или стекол, мелкой зернью, – и закрепленных на ее нижнем конце металлических стерженьков, украшенных бусинками, жемчужинками, бисеринками, зернью или мелкими драгоценными или полудрагоценными камнями.

Похожими на эти сережки были и любимые девушками «орлики». Они назывались так потому, что на конце каждого из стерженьков висело маленькое изображение летящей птички. Как мы можем видеть, традиционный девичий костюм состоял из нескольких элементов, каждый из которых девушки стремились украсить, сделать более нарядным и ярким, чтобы привлечь к себе внимание окружающих, в первую очередь, парней. Вообще, издавна национальный костюм казался жителям деревни самым красивым и добротным и лишь со второй половины XIX века стал терять свою притягательность, уступая одежде европейского типа. Однако мода возвращается, и сегодня девушки и женщины современных городов с удовольствием носят сарафаны, конечно слегка модернизированного фасона.

В последнее время на прилавках обувных магазинов можно найти красивые модные валенки. А это значит, что традиционный костюм жив и готов возродиться в новом качестве.



Источник: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/723-visual-culture-nee.html
Категория: традиции | Добавил: барсик (01.03.2012)
Просмотров: 707 | Теги: обряды, одежда, традиции, девичество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: