Может древний человек знал меньше, чем мы, зато чувствовал больше. Сказки и мифы передают нам понятие о всеединстве, о том, что все вокруг живое: все имеет душу и взаимодействует с окружающим миром. Мы, благодаря «уму», очень отдалились от первоначальной божественной матрицы человека. Намеренное извращение первоидей, заложенных в каждом из нас Творцом, и пренебрежение эталонами природных состояний, привело человечество к разрушению. Даже куклы, которыми играют девочки, далеки от образов материнской женственности, а мальчишки сейчас и вовсе не тянут на звания богатырей. Все перевернулось, но не все потеряно, именно потому, что в каждом из нас есть тот самый камень Алатырь — абсолютное знание начала. Вернуться к началу, расчистить дорогу к изначальной Душе своей и помогают правильные (а значит, связанные с миром Прави) образы. Иногда смотришь или слышишь и что-то внутри «екает» — затрагивает внутреннюю струну.
Когда мы с мастерами задумали «Тимоновскую игрушку», первым условием было не поддаваться соблазну ориентироваться на «спрос» современной публики. Задача «сбыть» продукцию важная, но не главная. «Лучше меньше, да лучше» и глубже по значению, решили мы и стали работать именно над образом нашей игрушки. Игрушка-сувенир — не однодневка — рассчитана на долгую жизнь. Ведь «сувенир» означает память, и значит, она должна быть не только подарена на память, но и взывать к нашей собственной памяти. К той самой изначальной чистой памяти человеческого детства.
Вот и появились у нас кони и коники. «Быть на коне» значит быть в потоке Вселенной: быть активным, первым, здоровым, успешным и в нужное время успеть в нужное место. В возрасте 3-х лет мальчика сажали на коня и провозглашали начало этапа самостоятельности в этом мире.
Тема единения двух диаметрально противоположных сил — одна из главных в философии существования мира. Дуальная пара — мужчина и женщина — это союз двух начал. В мужчине преобладает логика ума, в женщине — чувство. Мужчина проявляет стихию огня, женщина — воды. Отец всегда связан с небом, мать — с землей. Венец взаимной любви мужчины и женщины — ребенок, который соединяет в себе два рода и продолжает их деяния на земле. Дерево — канал связи со Всевышним и душами предков. Радуга — врата в светлый мир. Это — свадебный оберег. Молодоженов было принято раскачивать на качелях, возможно, для более качественного и скорого перехода на другой уровень совместной жизни.
Самая первая заветная мечта девушки — родить ребенка, а не сделать карьеру. Если бы такой Ангел, оберегающий младенца, дошел до меня в юности через трепетные руки бабушки и мамы, это была бы очень значимая поддержка. Иногда символический образ выразительнее, чем слова.
А это — Тимоновские Ярилки. Скорее всего они выражают суть Дажьбога.
Из какого же дерева делаются наши игрушки?
Тетушка-матрешечка,
Добрая хозяюшка,
Всем крестьянам матушка.
Чайком напоит,
Медком угостит,
Лапоточки сплетет,
Веревки совьет,
Дитя в зыбке укачает,
Ковшей да ложек настрогает,
Больного на ноги поставит,
На добро добром отвечает.
Отгадали? А вот еще одна загадка про это дерево: «В избу черным вороном, а из избы — белым лебедем».
Конечно, это Липа-красавица! Сама всем хороша, и гостям рада, что в липовый лес заглянут. Дерево мягкое, податливое и прямо-таки домашнее, недаром именно из липы вся утварь делалась. Мастер баклушу, что лето и осень под навесом просыхала и почернела от ветра, черной в избу заносил и всю зиму резцом над ней колдовал, а весной из избы ковши да братины в виде лебедя на свет выплывали. И на ярмарку! Этим промыслом целыми деревнями занимались: в Семенове ложки строгали, в Городце прялки с коробейками мастерили, а в Богородском потешные игрушки с медведями и мужичками резали. Наши мастера из самого Богородского и есть.
Добрым людям никогда от Липки отказа не было. В старой Руси детишек хворых под липовый шатер определяли, чтобы силы и здоровья набирались. Повисит зыбка с ребенком в тени липовой — и сон глубокий и здоровья прибудет. В избе люльку для девочки непременно на липовую жердинку подвешивали: будет расти девочка доброй, красивой и хозяйственной. Ну а мальчишкам дубовый очеп полагался, чтоб были крепкими и стойкими защитниками.
Издревле ходили люди в липовые рощи за лубом. Эта удивительная волокнистая прослойка находится под корой дерева. Ее снимали и замачивали, а потом плели знаменитые русские лапти. Вся деревенская Россия щеголяла в этой обувке! Про лапти много всяких примет и прибауток осталось. Тот мастером своего дела считался, кто мог сделать лапоть, влагу держащий. Отсюда и «Лаптем щи хлебать».
Хозяйки имели причуду пророщенные семена огурцов для посадки в огороде в лапте выносить, чтобы огурцы были урожайные. А в курятник вешали лапоть, чтобы куры по чужим дворам не шатались, и яйца несли в свои сидушки.
Сваты предлагали девушке лапоть, сплетенный самим женихом. Непринятый лапоть означал «отворот поворот». Частенько за добротным «сватовским» лаптем к самому лучшему мастеру обращались, чтобы не опозориться. Стоил такой лапоть очень дорого.
Много разных подарков Липа нам дарит: и чай душистый, что от простуды спасает, и мед липовый, и матрешки веселые... И все они для дома, для лада семейного, для здоровья нашего. Из какого же еще дерева семейные игрушки-обереги делать?
Кошки. Оберег домашнего очага.
Самовары. Самодостаточность и гостеприимство.
Гуменник и овинник. Оберег достатка.
Скоморохи на петухах. Оберег от нечистой силы.
Светоч. Оберег светлого разума.
При написании статьи были использованы книги:
«Деревьев души и сердца». Андрей Баринов.- Изд. «Кладезь», Калининград, 2010.
«Символы славян». Ольга Берегова. — Изд. «Диля», Москва — Санкт-Петербург, 2008.
«Волшебная сила деревьев». Патрис Бушардон. — Изд. «Контэнт», 2010.
Источник: http://www.veledar.ru/workshop_and_armoury/arxetipy_v_derevjannoi_igrushke/ |